13:09 Отсутствие охраны труда, или почему необходима инспекция труда (опыт Грузии) | |
Отсутствие охраны труда, или почему необходима инспекция труда Поскольку в сфере охраны труда сталкиваются интересы работников и работодателя, то вполне понятно их стремление изменить в свою пользу баланс интересов за счет интересов второй стороны. Ясна также регулирующая роль государства, которое должно стараться установить удобные для всех единые правила и механизмы принятия взаимоприемлемых решений. Объединение профессиональных союзов Грузии систематически заостряло и продолжает заострять внимание на вопросах, по которым государство должно быть призвано установить систему прав и обязанностей каждого субъекта (работник, работодатель), участвующего в охране труда, и создать механизмы выполнения установленных норм по охране труда, вследствие чего формируются органы управления, надзора и контроля за соблюдением законодательства о трудовых правах и охране труда. Упомянутыми базисными вопросами в Грузии за последние 7 лет фактически пренебрегали. В 2006 году была упразднена государственная инспекция труда и правозаменяющая ее служба создана не была. На сегодняшний день контроль по вопросам технической безопасности осуществляет только юридическое лицо публичного права – агентство технического и строительного надзора, полномочия которых распространяются только на объекты повышенной опасности, а те предприятия и организации, которые отсутствуют в списке объектов повышенной опасности, если не принимать в расчет общественный надзор или надзор профессиональных союзов, можно сказать, функционируют бесконтрольно. Профессиональные союзы, согласно закону Грузии «О профессиональных союзах» имеют возможность изучить вопросы охраны труда и технической безопасности только на тех предприятиях (в организациях), где существует первичная профсоюзная организация. Техническая инспекция труда, в отличие от вышеупомянутого агентства, осуществляла надзор не только за технической безопасностью, но и за пожарной безопасностью, за санитарно-гигиеническими условиями, за выплатой зарплаты и оплатой сверхурочной работы, за соблюдением законодательства об отпусках и за условиями труда. Помимо упомянутого, их представители расследовали несчастные случаи на производстве на всех действующих предприятиях, учреждениях, организациях независимо от их формы собственности, организационно-правовой формы на всей территории Грузии. После упразднения технической инспекции труда в 2006 году в Грузии значительно возросло число несчастных случаев на рабочих местах. Результатом игнорирования государственным контролем вопросов охраны труда и технической безопасности стали участившиеся в последние годы в Грузии несчастные случаи на производстве. Большинство жертв составили работники в сфере строительства и горнодобывающей промышленности. По совокупным данным Объединения профессиональных союзов и Министерства внутренних дел Грузии в 2007-2013 годах в масштабах республики вследствие производственных травм погибли 273 человека и 486 тяжело пострадали, а в структурных единицах организаций – членов Объединения профессиональных союзов Грузии на предприятиях (организациях) в 2007-2013 годах погибли 71 и тяжело пострадали 25 работников. Не лучше и положение в отношении профессиональных заболеваний. Особенно высок показатель профзаболеваний в сфере металлургической и цементной промышленности, что обусловлено устаревшим технологическим оборудованием на предприятиях, отсутствием или недостаточным количеством средств индивидуальной и коллективной защиты. Коренной реформы и совершенствования требует и существующая законодательная база в сфере охраны труда, регулирующая вопросы охраны труда и технической безопасности на предприятиях. Наряду с грузинскими нормативными актами действуют разработанные и утвержденные до 1992 года российские нормативные акты, которые устарели и не соответствуют действующему на предприятиях Грузии технологическому оборудованию и институциям, что создает трудности на предприятиях как при проведении превентивных мероприятий, так и во время расследования несчастных случаев на рабочих местах. В этом направлении наблюдаются позитивные сдвиги, правительством начат процесс по урегулированию упомянутых проблемных вопросов. В 2014 году вошли в силу действующие на предприятии новые нормативные акты «Технические регламенты», разработанные в соответствии с действующим кодексом «О безопасности продукта и свободном обращении». Новые «Технические регламенты» заменили российские и устаревшие грузинские нормативные акты. Однако, это лишь часть обновляемой нормативной базы. К сожалению, процесс обновления идет медленными темпами. Параллельно с процессом обновления нормативных актов правительство Грузии совместно с профессиональными союзами, Ассоциацией работодателей и Международной организацией труда работает над проектом государственной пилотной программы мониторинга условий труда, которая подразумевает подбор кадров для осуществления государственного мониторинга в сфере охраны труда и их переподготовку с целью их дальнейшей работы в Службе государственного надзора, которая будет заниматься вопросами охраны труда и технической безопасности. Помимо упомянутого, правительством разрабатываются законопроекты: «О безопасности и гигиене труда» и «О Службе по надзору за безопасностью и гигиеной труда», которые были отосланы для рассмотрения в Международную организацию труда с целью получения от них рекомендаций. Рассмотрение полной версии упомянутых законопроектов с целью их усовершенствования планируется совместно с профессиональными союзами Грузии, правительственными ведомствами и неправительственными организациями, что приветствуется профсоюзом. Вновь остается проблемой вопрос обеспечения компенсацией потерявших кормильца и инвалидов при выполнении ими трудовых обязанностей. Согласно постановлению правительства Грузии (1.03.2013 №45) “Об утверждении порядка назначения и выдачи помощи для возмещения ущерба, возникшего в результате нанесения вреда здоровью работника при выполнении трудовых обязанностей» работодатель обязан возместить работнику причиненный ущерб (выдача пострадавшей стороне ежемесячного пособия или разовой компенсации) только в том случае, если ущерб причинен по вине работодателя. В большинстве случаев комиссии по расследованию несчастного случая блюдут интересы работодателя и признают погибших или пострадавших виновными в нарушении правил охраны труда. Вследствие этого, администрация предприятия возмещает семье пострадавшего лишь расходы по похоронам, и то лишь по своей доброй воле, или необходимые расходы на лечение, к чему ее обязывает Трудовой кодекс Грузии. Представителям профессиональных союзов приходится оспаривать в суде несправедливые решения, вынесенные комиссией по расследованию несчастных случаев. Судебные процессы часто длятся годами, что несправедливо по отношению к пострадавшему в результате несчастного случая на производстве. Сообщаем, что в странах Европы в данной ситуации существуют другие подходы, там назначение или не назначение пособия-компенсации пострадавшему в результате несчастного случая на производстве не зависит от выявления виновной стороны. Профессиональные союзы Грузии работают также и в этом направлении для улучшения положения работников. В Грузии и в Евросоюзе существуют разные подходы в отношении превенции безопасности труда. Объединение профессиональных союзов Грузии при поддержке фонда Фридриха Эберта провела исследование, были изучены действующие нормативные акты в сфере охраны труда в пяти странах Евросоюза (Литва, Латвия, Эстония, Польша, Чехия). Выяснилось, что во многих странах Европы методика выявления, оценки и управления существующих рисков на рабочих местах предусматривает систему комплексного подхода путем создания в компаниях (на предприятиях) комитетов по безопасности труда, что для обеспечения безопасности труда подразумевает включение трех сторон – работодатель, представители работников (представители профессиональных союзов) и правительство. С целью внедрения в Грузии успешной практики стран Европы в 2010 году между Объединением профессиональных союзов Грузии и Ассоциацией работодателей было подписано соглашение о добровольном признании руководящим документом рекомендации Международной организации труда «Руководство по системам управления безопасностью труда и охраны здоровья – ILO-OSH 2001». Упомянутый стандарт подразумевает функционирование комитетов по безопасности труда. Объединением профессиональных союзов Грузии, Ассоциацией работодателей и Международной организацией труда в разных городах Грузии были проведены тренинги, семинары с целью внедрения упомянутого стандарта в компаниях (на предприятиях). Хотя следует отметить, что, за исключением того, что 30 инженеров по технике безопасности на предприятиях прошли переподготовку в соответствии со стандартом, эти мероприятия пока еще не принесли ощутимых результатов, главной причиной чего мы считаем то обстоятельство, что в Грузии, в отличие от многих других европейских стран, функционирование комитетов по безопасности труда для предпринимателя является рекомендацией, а не требованием. Несмотря на то, что по состоянию на сегодняшний день в Грузии как законодательная база, так и институции в сфере охраны труда не удовлетворяют требованиям Евросоюза, в Грузии функционируют компании, где управление производственными процессами осуществляется в соответствии с требованиями евростандартов, например: ООО “Батумский нефтяной терминал”, которому одновременно присвоены три сертификата по стандарту «ISO» – ISO 9001:2000 – система управления качеством; ISO 14001 – система управления внешней средой; OHSAS 18001 – система управления охраной труда и производственной безопасностью; ООО «Сокар Джорджия Петролиум» присвоен ISO 18001 – международный сертификат по охране и безопасности; ООО «Барамбо» сертификат – ISO 9001:2000; Строительная компания ООО «Миксор» сертификат – ISO 9001:2000 и другие компании. Объединение профессиональных союзов Грузии продолжает сотрудничество как с государственными ведомствами, так и с Ассоциацией работодателей, Международной организацией труда для внедрения зарубежной успешной практики на действующих предприятиях Грузии. Как местный, так и международный опыт показывает, что поскольку в единую систему охраны труда включено несколько субъектов с различными интересами, то какой бы сильной ни была законодательная база этой системы, самым действенным остается путь переговоров, совместный поиск решения проблем охраны труда в компаниях – все то, что цивилизованный мир подразумевает под понятием «социальное партнерство». Социальное партнерство в сфере охраны труда должно представлять собой систему поиска взаимоприемлемых путей решения существующих на предприятии общих проблем в этом направлении, систему взаимных переговоров между субъектами охраны труда, что станет фактором, способствующим развитию бизнеса. Источник информации: My WebPage | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||
---|---|---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
Календарь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Архив записей |
---|
Друзья сайта |
---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |